Аналитика рынка труда: что это такое и с чем ее едят?
Иной раз с собеседником мы используем одни и те же слова, но при этом говорим о разных вещах. Поэтому бывает полезно обсудить глоссарий и договориться о терминах «на берегу».
В предложениях нашего агентства можно не сразу понять разницу между этапом аналитики по вакансии и услугой исследования рынка труда. Более того, недавно вышла статья про высокий спрос на еще один вид исследований — «о наличии подходящих кандидатов и их примерной стоимости», иначе — Talent map, или Market mapping. Чем же они отличаются друг от друга и что лучше выбрать?
Чтобы разобраться во всех этих понятиях и выбрать оптимальное решение под вашу задачу, мы пошептались с Альбиной Гудковой, руководителем направления Консалтинга и исследований рынка труда, и Ольгой Петровой, управляющим партнером ВИЗАВИ Консалт. Делимся заметками.
О чем «говорит» аналитика рынка труда?
Исследования рынка помогают понять:
- релевантны ли требования по вакансии,
- соответствует ли заявленный функционал должности,
- есть ли на рынке подходящие кандидаты,
- актуальную мотивацию нужных специалистов,
- какой заложить бюджет на рекрутинг и не только,
- зоны риска в бизнес-процессах,
- необходимость перемен и как обосновать их руководству в цифрах.
Иногда из результатов анализа следует, что нужно искать 2-х специалистов, потому что поставленные задачи соответствуют разным должностям. Бывает, приходится даже пересматривать штатное расписание.
В случае низких зарплат аналитика позволяет принять верное решение по изменению мотивационного пакета или условий. Например, предложить разовую оплату релокации или внедрить удаленку, тогда можно смотреть кандидатов из других регионов с меньшими ожиданиями по доходу. Иногда специалисты из смежных отраслей готовы на более низкую зарплатную вилку. Еще вариант — распределить часть задач таким образом, чтобы они выполнялись силами других сотрудников, за счет чего снизить требования к новому специалисту.
Некоторыми такими решениями мы поделились в материале для ЦУС Академии.
Каждый вариант требует тщательного анализа как финансовых условий, так и функционала сотрудника.
Для этого:
- собираются данные из открытых источников (работные сайты), иногда для этого требуется размещение вакансии,
- берется в работу собственная база кандидатов агентства,
- проводятся интервью с потенциальными кандидатами, HR дружественных компаний и компаний-конкурентов Заказчика,
- проводится опрос внутри компании Заказчика,
- реалии рынка соотносятся с требованиями и условиями клиента, исходя из полученной информации даются рекомендации.
Чем различаются исследования?
В первую очередь — целями и задачами, решению которых они должны помочь.
Это влияет на глубину и объем работы, а значит, и сроки.
И, конечно, различаются в цене.
Предварительная аналитика, или срез рынка по вакансии — это работа, которую мы проделываем на первом этапе работы над вакансией. Фактически это оценка заявки на подбор, за которую мы не выставляем отдельную плату.
В процессе мы делаем скорый скрининг рынка, смотрим наличие кандидатов по заявленному профилю, их зарплатные ожидания. При необходимости делаем несколько звонков соискателям. Иногда показываем обезличенные резюме Заказчику.Это помогает сориентироваться на рынке и сэкономить ресурсы — как наши, так и клиента. Чем лучше мы понимаем ситуацию на рынке, тем точнее профиль кандидата, тем короче сроки поиска сотрудника, тем выше экономическая выгода для бизнеса :)
Услуга Talent map (или Market mapping, или «карты кандидатов») — это чуть более детальный скрининг рынка с целью собрать резюме конкретных специалистов для «внешнего кадрового резерва».
Работа агентства в данном случае заканчивается на передаче списка кандидатов, которые подходят по формальным требованиям и готовы рассмотреть предложение компании Заказчика. Далее внутренняя HR-служба самостоятельно привлекает соискателей из списка. Оплата выставляется за количество переданных резюме, что ниже стоимости классического рекрутинга.
Важно заметить, что как раз готовность к новому офферу очень быстро теряет актуальность, а значит, подобное исследование можно делать заново практически без остановки, что уже не кажется экономным решением. Кроме того, закрытие вакансии не гарантировано.
Исследование рынка труда — комплексный анализ рынка под конкретный запрос Заказчика. Это исследование может быть оценкой нескольких различных позиций, может быть точечным сбором информации по компаниям-конкурентам, может быть сравнительным анализом условий и мотивации специалистов в регионах и оценкой других параметров.
Данный вид исследований позволяет составить верную картину спроса-предложения по специалистам, понять сложности найма, при необходимости скорректировать профиль сотрудников, условия, мотивацию, функционал. Именно такой формат помогает увидеть проблемы в HR- и бизнес-процессах и найти оптимальные пути их решения.
Иногда такое исследование — палочка-выручалочка для HR, когда нужен взгляд со стороны или требуется обосновать необходимость изменений перед руководством.
В результате вы усиливаете рекрутинговую воронку, оптимизируете ФОТ, предотвращаете текучку ключевых специалистов, получаете растущий и прибыльный бизнес!
Выводы и рекомендации
В зависимости от ваших задач и возможностей, выбирайте наиболее оптимальный вариант аналитики для вас. Не всегда требуется комплексное исследование, но срез рынка по вакансии — это необходимый минимум.
В своей работе мы предпочитаем опираться на цифры, поэтому регулярно проводим анализ рынка труда. Если вам нужна помощь в оценке или еще остались вопросы по теме — оставляйте заявку, и мы свяжемся с вами для консультации.
Читайте так же
Где искать net core developer — источники резюме и как пользоваться каналами поиска разработчиков