Top.Mail.Ru
logo
Блог

Аналитика рынка труда: что это такое и с чем ее едят?

Дата публикации
31 июля 2024
Дата обновления
1 августа 2024
Аналитика рынка труда: что это такое и с чем ее едят?

Иной раз с собеседником мы используем одни и те же слова, но при этом говорим о разных вещах. Поэтому бывает полезно обсудить глоссарий и договориться о терминах «на берегу».

В предложениях нашего агентства можно не сразу понять разницу между этапом аналитики по вакансии и услугой исследования рынка труда. Более того, недавно вышла статья про высокий спрос на еще один вид исследований — «о наличии подходящих кандидатов и их примерной стоимости», иначе — Talent map, или Market mapping. Чем же они отличаются друг от друга и что лучше выбрать?

Чтобы разобраться во всех этих понятиях и выбрать оптимальное решение под вашу задачу, мы пошептались с Альбиной Гудковой, руководителем направления Консалтинга и исследований рынка труда, и Ольгой Петровой, управляющим партнером ВИЗАВИ Консалт. Делимся заметками.

 

О чем «говорит» аналитика рынка труда?


Исследования рынка помогают понять:

  • релевантны ли требования по вакансии,
  • соответствует ли заявленный функционал должности,
  • есть ли на рынке подходящие кандидаты,
  • актуальную мотивацию нужных специалистов,
  • какой заложить бюджет на рекрутинг и не только,
  • зоны риска в бизнес-процессах,
  • необходимость перемен и как обосновать их руководству в цифрах.

Иногда из результатов анализа следует, что нужно искать 2-х специалистов, потому что поставленные задачи соответствуют разным должностям. Бывает, приходится даже пересматривать штатное расписание.

В случае низких зарплат аналитика позволяет принять верное решение по изменению мотивационного пакета или условий. Например, предложить разовую оплату релокации или внедрить удаленку, тогда можно смотреть кандидатов из других регионов с меньшими ожиданиями по доходу. Иногда специалисты из смежных отраслей готовы на более низкую зарплатную вилку. Еще вариант — распределить часть задач таким образом, чтобы они выполнялись силами других сотрудников, за счет чего снизить требования к новому специалисту.



Некоторыми такими решениями мы поделились в материале для ЦУС Академии.



Каждый вариант требует тщательного анализа как финансовых условий, так и функционала сотрудника.

Для этого:

  • собираются данные из открытых источников (работные сайты), иногда для этого требуется размещение вакансии,
  • берется в работу собственная база кандидатов агентства,
  • проводятся интервью с потенциальными кандидатами, HR дружественных компаний и компаний-конкурентов Заказчика,
  • проводится опрос внутри компании Заказчика,
  • реалии рынка соотносятся с требованиями и условиями клиента, исходя из полученной информации даются рекомендации.

 

Чем различаются исследования?

В первую очередь — целями и задачами, решению которых они должны помочь.
Это влияет на глубину и объем работы, а значит, и сроки.
И, конечно, различаются в цене.

Предварительная аналитика, или срез рынка по вакансии — это работа, которую мы проделываем на первом этапе работы над вакансией. Фактически это оценка заявки на подбор, за которую мы не выставляем отдельную плату.

В процессе мы делаем скорый скрининг рынка, смотрим наличие кандидатов по заявленному профилю, их зарплатные ожидания. При необходимости делаем несколько звонков соискателям. Иногда показываем обезличенные резюме Заказчику.

Это помогает сориентироваться на рынке и сэкономить ресурсы — как наши, так и клиента. Чем лучше мы понимаем ситуацию на рынке, тем точнее профиль кандидата, тем короче сроки поиска сотрудника, тем выше экономическая выгода для бизнеса :)


Услуга Talent map (или Market mapping, или «карты кандидатов») — это чуть более детальный скрининг рынка с целью собрать резюме конкретных специалистов для «внешнего кадрового резерва». 

Работа агентства в данном случае заканчивается на передаче списка кандидатов, которые подходят по формальным требованиям и готовы рассмотреть предложение компании Заказчика. Далее внутренняя HR-служба самостоятельно привлекает соискателей из списка. Оплата выставляется за количество переданных резюме, что ниже стоимости классического рекрутинга.

Важно заметить, что как раз готовность к новому офферу очень быстро теряет актуальность, а значит, подобное исследование можно делать заново практически без остановки, что уже не кажется экономным решением. Кроме того, закрытие вакансии не гарантировано.


Исследование рынка труда — комплексный анализ рынка под конкретный запрос Заказчика. Это исследование может быть оценкой нескольких различных позиций, может быть точечным сбором информации по компаниям-конкурентам, может быть сравнительным анализом условий и мотивации специалистов в регионах и оценкой других параметров.

Данный вид исследований позволяет составить верную картину спроса-предложения по специалистам, понять сложности найма, при необходимости скорректировать профиль сотрудников, условия, мотивацию, функционал. Именно такой формат помогает увидеть проблемы в HR- и бизнес-процессах и найти оптимальные пути их решения.

Иногда такое исследование — палочка-выручалочка для HR, когда нужен взгляд со стороны или требуется обосновать необходимость изменений перед руководством.

В результате вы усиливаете рекрутинговую воронку, оптимизируете ФОТ, предотвращаете текучку ключевых специалистов, получаете растущий и прибыльный бизнес!

 

Выводы и рекомендации

В зависимости от ваших задач и возможностей, выбирайте наиболее оптимальный вариант аналитики для вас. Не всегда требуется комплексное исследование, но срез рынка по вакансии — это необходимый минимум.

В своей работе мы предпочитаем опираться на цифры, поэтому регулярно проводим анализ рынка труда. Если вам нужна помощь в оценке или еще остались вопросы по теме — оставляйте заявку, и мы свяжемся с вами для консультации.

Подписаться
на новости

Гайд-подборка «Как искать редких специалистов». Собрали 10 подробных кейсов.
Смотреть