Эффективные HR-техники подбора персонала
Подбор персонала — одна из ключевых задач HR-специалистов. Вакансия должна быть закрыта максимально быстро и качественно, чтобы нанятый сотрудник влился в работу плавно и надолго.
Современная практика предлагает множество методов и инструментов, которые помогают упростить процесс и сделать его более эффективным. В зависимости от целей и задач рекрутера, их можно использовать по отдельности и в комплексе. В статье рассказываем, какие бывают техники подбора персонала, и рассмотрим самые популярные инструменты.
Скрининг
HR-скрининг помогает быстро отобрать кандидатов по базовым критериям — опыту, ключевым навыкам, квалификации, образованию, ценностям и т. п. При этом важно учитывать, что есть критерии, по которым отсеивать кандидатов запрещено законом.
Чаще всего скрининг — это часть поиска и найма персонала. Но так как в процессе можно быстро определить довольно большой круг кандидатов, метод подходит для массового подбора персонала, сотрудников без опыта и разнорабочих.
Скрининг резюме — пример первичного этапа поиска специалистов. Это оценка анкет соискателей, находящихся в активном поиске работы или открытых к предложениям, во время которой отсеиваются неподходящие кандидаты.
Что может входить в быстрый отбор кандидатов:
-
скрининг резюме кандидатов,
-
направление тестовых заданий и оценка результатов,
-
скрининговое интервью (мини-собеседование по телефону).
Такой комплекс действий называется ресечинг персонала (researching). Проводить их может ресечер, рекрутер, специалист отдела кадров или начинающий hr-специалист.
HR-Tech
Технологии рекрутинга персонала на базе искусственного интеллекта входят в общий процесс подбора. ИИ-инструменты экономят время HR-специалиста, освобождая ресурсы для более глубоких задач, поэтому активно используются для поиска специалистов, оценки кандидатов перед собеседованием и отслеживания их в ходе цикла найма.
Метод может применяться под разноплановые вакансии в зависимости от цели. Но в случае подбора узкопрофильных специалистов возникают риски потерять нужных кандидатов, если неправильно поставить задачу для ИИ.
Что могут:
-
составить привлекательную вакансию,
-
разместить предложение на нескольких ресурсах,
-
собирать анкеты кандидатов из разных источников,
-
оценивать кандидатов по заданным параметрам,
-
отсеивать нерелевантных соискателей,
-
отвечать на отклики, назначать собеседования и тестирования,
-
анализировать навыки и опыт кандидатов.
В процессе использования цифровые решения обучаются, и с каждой новой задачей они подбирают кандидатов точнее. В задачу HR-специалиста входит разработка критериев для оценки и отбора кандидатов с помощью ИИ, а также дальнейшая работа с соискателями.
Нетворкинг
HR-нетворкинг — это техника, в процессе которой выстраиваются полезные знакомства и связи с целью заинтересовать и привлечь в компанию нужных кандидатов. Обычно этот метод рекрутинга персонала используется для точечного поиска: топ-персонала, менеджеров среднего звена и высококвалифицированных специалистов.
Чтобы быстро найти по рекомендациям подходящего кандидата, необходима широкая сеть контактов. Поэтому нишевых кандидатов эффективнее искать с помощью рекрутеров и кадровых агентств, которые специализируются на поиске профессионалов в нужной бизнесу сфере — строительстве, IT и т. п.
Рекрутинг
Рекрутинг — это комплексный цикл поиска и найма сотрудников. Технология включает ряд мер и методов подбора персонала, в том числе нетворкинг и скрининг.
По сути рекрутинг используется всегда — это классическая функция HR для пополнения кадрового резерва, поиска линейного и квалифицированного персонала.
Рекрутинг включает:
-
формирование профиля кандидата на основе требований работодателя,
-
составление вакансии,
-
размещение предложения на разных ресурсах,
-
внешний и внутренний поиск кандидатов,
-
анализ резюме,
-
проведение интервью,
-
оценка и отбор кандидатов,
-
проверка рекомендаций,
-
формирование оффера.
Рекрутингом может заниматься HR-специалист компании или внешний провайдер. Внешний провайдер не формирует требования, но составляет профиль кандидата. Решение о трудоустройстве принимает работодатель.
Executive search
Это целенаправленный поиск эксклюзивных специалистов и менеджеров высшего звена на ключевые позиции из сферы бизнеса клиента или смежной с ней. Например, неординарных руководителей, ключевых топ-менеджеров, очень редких специалистов, которых нет в открытом доступе.
Если цель стандартного рекрутинга — закрыть вакансию, то смысл Executive search — подобрать такого специалиста, который будет решать задачи бизнеса наиболее эффективно. Чтобы найти подходящего кандидата, заинтересовать его и убедить принять предложение из другой компании, нужен взгляд на задачу под разными углами и поиск нестандартных решений.
HR, который владеет технологией Executive search, глубоко погружается в рынок, разбирается в специфике бизнеса и обладает высокими переговорными навыками. Над каждым направлением (исследования, аналитика, поиск контактов, оценочные методики, тестирования и т. п.) работает отдельный эксперт. Поэтому обычно Executive search применяют агентства, профилирующиеся в подборе в конкретной сфере.
В процессе Executive search HR-специалист контролирует все этапы рекрутинга персонала:
-
погружается в специфику и задачи бизнеса клиента,
-
анализирует рынок труда в нише,
-
составляет четкий профиль кандидата,
-
формирует и ведет стратегии поиска,
-
находит и оценивает кандидатов,
-
организует переговоры кандидата и заказчика,
-
участвует в составлении привлекательного оффера,
-
сопровождает сотрудника на новом месте работы.
Это услуга с комплексным подходом. Инструментами Executive search могут быть нетворкинг, хедхантинг и другие методы подбора персонала.
Хедхантинг
Хедхантинг (Headhunting или «охота за головами») — особая технология точечного подбора высококвалифицированных, дефицитных и «узких» специалистов из сферы бизнеса клиента. Такие профессионалы не ищут работу, их нет на открытом рынке, поэтому за ними идет «охота».
Хедхантинг практически не использует данные из открытых источников. В качестве инструментов рекрутеры активно применяют нетворкинг и нестандартные творческие решения.
Эта технология похожа на предыдущую. Но в случае Executive search рекрутер ищет специалиста определенного уровня, при этом в процессе поиска могут быть варианты по компаниям и людям. А цель хедхантинга — найти и «переманить» конкретного человека из определенной компании в другую.
Прямой поиск — это трудоемкий процесс, так как HR-специалист должен организовать тактичный и корректный процесс хантинга, закрыть вакансию и не испортить репутацию работодателя. Методика легальная, но по этическим соображениям компании предпочитают «хантить» сотрудников не напрямую, а с помощью медиаторов — кадровых агентств и независимых рекрутеров.
Что делает хантер:
-
составляет описание объекта «охоты»,
-
продумывает легенду,
-
устанавливает контакт,
-
участвует в формировании интересного предложения,
-
направляет оффер.
В хедхантинге от рекрутера требуются высокий уровень мастерства в сфере переговоров, системное мышление и аналитические способности.
Прелиминаринг
Прелиминаринг — это технология рекрутинга персонала из числа студентов или выпускников учебных заведений, готовящих специалистов в нужной компании нише. Организации заключают договор с ВУЗом или ССУЗом, чтобы обучающиеся проходили практику или стажировку в компании. В процессе HR-специалист оценивает перспективных кандидатов — работу, навыки, обучаемость — и делает предложение тем, кто проявит себя наилучшим образом.
Прелиминаринг могут вести как внутренние HR-службы компании, так и внешние специалисты. В любом случае стоит учитывать, что этот процесс довольно трудоемкий и времязатратный.
В этом случае в задачи HR входит:
-
поиск образовательных учреждений в аналогичной бизнесу сфере и налаживание сотрудничества,
-
формирование профиля молодого специалиста,
-
отбор учащихся для прохождения практики или стажировки,
-
оценка результатов и перспектив обучающихся,
-
выстраивание системы адаптации и обучения,
-
формирование предложения.
Прелиминаринг — довольно длительная стратегия подбора персонала. К тому же нового сотрудника нужно дообучать и контролировать. Но плюсов больше: омоложение коллектива, возможность «растить» специалистов под себя, мягкий период адаптации и лояльность сотрудников.
Заключение
Эффективный подбор персонала — это сложный и многоступенчатый процесс. Использование описанных выше HR-техник и инструментов может помочь не только найти подходящих кандидатов, но и создать условия для их дальнейшего развития и успешной интеграции в команду.
Перед тем, как начать поиск сотрудника, нужно четко понимать:
-
кого нужно искать,
-
где искать,
-
как проверить компетенции кандидата,
-
на основании чего будет приниматься окончательное решение.
Сотрудники — залог успешного и стабильного бизнеса. Инвестируя в качественный подбор персонала, компании укрепляют свои позиции на рынке и наращивают прибыль. Если вы ищете сотрудников, которые помогут выйти на новые этапы развития, обращайтесь к профессионалам в HR — эксперты ВИЗАВИ Консалт в совершенстве владеют техниками подбора персонала и более 27 лет качественно закрывают вакансии любого уровня сложности.