21 декабря 2022

Выступление Алексея Богорада, дирижера Большого театра России, на форуме 18 ноября

Выступление Алексея Богорада, дирижера Большого театра России, на форуме 18 ноября

Ноябрьский форум для HR и бизнеса открывал диалог Валерии Дворцевой, управляющего партнера ВИЗАВИ Консалт, и Алексея Богорада, дирижера Большого театра России.

Ключевые вопросы были о работе с неординарными личностями, талантливыми людьми – как их привлекать и эффективно управлять, получая необходимые результаты.

Содержанием диалога делимся ниже.

 

Как подбирать и оценивать таланты?

Талант – это сложно во всех аспектах, – считает Алексей. Бывают пограничные моменты, когда с чем-то приходится мириться, и больший талант часто заслуживает большего терпения со стороны руководства.

Если это Тосканини кричит на оркестр и ломает палочки – может быть, это ему и будет прощено: это же Тосканини (итальянский и американский дирижер). Если это наглый юнец – такого ему прощать, скорее всего, не станут.
Желанно гармоничное сочетание таланта и управляемости.
Большой театр – это «очень большой организм, грубо говоря, своего рода завод». Сам коллектив изнутри заинтересован в том, чтобы он состоял из высоких профессионалов. В любом деле каждый компонент должен работать хорошо, и непрофессионализм каждого сотрудника может понизить планку общего результата.
 

Управление сложным творческим коллективом. Как получить высокий результат?

«Когда каждому музыканту оркестра кажется, будто вы дирижируете только для него одного – значит, вы дирижируете хорошо»
Шарль Мюнш, французский дирижёр и скрипач

Главная обязанность руководителя – создать правильную атмосферу. Часто большая усталость ощущается не от спектакля, а от репетиций и отработок. Предмет исполнения должен быть изучен максимально глубоко, досконально, чтобы получить качественный продукт.

В какой-то момент погружение в материал таково, что вы свободно чувствуете себя в нём – и это уже свобода для творчества.

Как и большинство сфер деятельности, музыка сегодня – технологичный продукт, спорт высоких достижений. Именно поэтому Алексей даёт нам простую формулу успеха: сначала техника, потом духовное наполнение. Не может быть высокоценного исполнения и результата без мастерства.

О выгорании и удержании талантов

Выгорание – страх любого коллектива в целом и сотрудника в частности. Однако повторение одной и той же задачи ведёт к развитию, более глубокому пониманию механизмов и практик: можно после 40 повторений осознать, как потрясающе, местами даже гениально выстроен процесс, но с 1 раза понять нельзя.

Если мы не можем изменить рутинность работы, то нужно менять к ней отношение.

Каким бы тяжелым ни было ощущение рутины, в один момент ты можешь силой мысли почувствовать, какой же ты счастливый, что находишься здесь, исполняешь эту потрясающую музыку, какая потрясающая драма происходит на сцене, певцы целиком отдают себя публике. И публика этому внемлет, и происходит замечательный спектакль.

Профессиональное удовлетворение – вещь сложная. Конечно, при успешной реализации проекта – отлично прошедшем концерте или записи – мы можем ощущать эйфорию, однако именно в этот момент наиболее высок риск ошибки. Профессиональный рост – это постоянный поиск, открытие нового. Если один из сотрудников твёрдо и мотивированно решил уйти, нужно дать ему это сделать. На место старого может прийти новый талантливый специалист.

У Большого театра большие возможности. Иногда строят стратегию по удержанию, и человек остаётся. Сильно ли это помогло искусству – не знаю.

Полная запись диалога с Алексеем Богорадом – на нашем YouTube-канале по ссылке.


Подписаться
на новости