“HR настолько сильно и быстро меняется, что у нас появляются новые зоны, где мы можем влиять на развитие и “драйвить” бизнес”
Мы наблюдаем, как меняется роль HR. Ранее границей HR были темы связанные с обучением, развитием, оценкой персонала и рекрутментом, но со временем стало понятно, что роль HR настолько сильно и быстро меняется, что у нас появляются новые зоны, где мы можем влиять на развитие и “драйвить” бизнес.
На III Всероссийском Форуме HRum 2017 Варвара Федосеева, Директор по подразделения HR-эффективности Альфа-Банка рассказала, как HR служба может помогать бизнесу развиваться семимильными шагами, влиять на рост бизнес-показателей и при этом снижать расходы на персонал.
Каждый собственник, CEO, HR Директор задается вопросом: Кто и зачем нужен организации, чтобы она пришла к цели? Даже если компания небольшая, и она выпускает очень простой и очень понятный продукт, то для выполнения разных задач требуются разные люди. Вы вряд ли можете набрать в штат абсолютно одинаковых людей.
В ситуации крупного бизнеса, а в Альфа-Банке 25 000 сотрудников, постоянно полагаться только на экспертную позицию руководителей о потребности штатных единиц нельзя. Для этого Подразделения HR-эффективности Альфа-Банк приняли решение о разработке инструмента “Модель численности”.
МОДЕЛЬ ЧИСЛЕННОСТИ
Это система преобразования бизнес-драйверов в численность, которая используется также как инструмент управления человеческими ресурсами и направлена на оптимальное соотношение результатов работы и численности.
Для того, чтобы понять, как работает "Модель численности", нужно разобрать и понять две простые вещи, которые есть в каждой компании - что у вас является Бизнес-драйвером и Конечным продуктом.
Бизнес-драйвер
Это зафиксированный в организации количественный показатель, выполнение которого отслеживается руководством и имеет прямое или косвенное влияние на доходы/расходы организации и/или определяет численность подразделения/функции в организации.
Конечный продукт
Это результат работы, имеющий значимость для заказчика. Один конечный продукт является множеством операций, совокупность которых приносит ценность заказчику.
Ежегодно у каждой компании формулируются основные показатели роста, те самые Бизнес-драйверы. Для того, чтобы понять как работает "Модель численности" нужно ответить себе на вопрос:
“Что в вашей компании является бизнес-драйвером и конечным продуктом?”
Для ответа на этот вопрос нужно определить цели, которые стоят перед компанией на конец года, по результатам которых руководство будет принимать решение, достигла ли ваша компания этих целей. А конечным продуктом будут являться количество услуг или операции, которые влияют на реализацию этих услуг или продуктов, в каком-то количественном выражении.
Как это устроено:
Конечно, свою роль играет сезонность, норма выработки и пр., все эти условия необходимо учитывать и закладывать в модель.
Какую выгоду дает эта модель?
Ежегодно, заходя в бюджет, исходя из целей, вы можете определить, сколько людей вам потребуется для реализации целей компании. При этом вы можете оценивать, сколько у вас уже есть людей, сколько еще потребуется, чтобы потом передать эту информацию в рекрутмент, которые тоже со своей стороны будут выстраивать свою работу. Кроме того, модель позволяет выявлять дублирование функций, а также определять эффективность работы персонала.
Для построения этой модели не нужно привлекать консалтеров, нанимать дополнительные ресурсы, достаточно одного сотрудника, который будет работать в Excel. Для того, чтобы начать построение модели, нужно разобраться с численностью, а для этого нужно поделить персонал на две категории: счетная и несчетная численность.
Счетная численность
Численность которая имеет существенную зависимость от бизнес-драйверов. Подтипом счетной численности является численность руководителей, которая зависит от количества подчиненных сотрудников.
Несчетная численность
Численность для которой отсутствует или не установлена взаимосвязь с бизнес-драйверами. Подтипом несчетной численности является численность проектных менеджеров, так как данная численность зависит от количества и сложности утвержденного с портфеля проектов.
Далее вы действуете поэтапно. Существует три основных этапа:
Следующий этап: Тиражирование. На каждой бизнес функции вы определяете функциональное деление подразделения, конечные продукты внутри функции, нормативы и драйверы для конечных продуктов, частоту конечных продуктов на драйвер и делаете сравнение расчетной и фактической численности.
После того, как вы произвели все эти работы, начинается Планирование. Соотносить те бизнес цели, амбиции, которые вы закладываете на год в соответствии с результатами численности, которые у вас получились в результате построенной модели. Эти данные закладываются в бюджет в результате планирования.
При этом, вы можете совместно с руководителями подразделений предлагать решения по оптимизации численности, которую спрогнозировала модель, за счет, например, внедрения CRM или использования новых технологий, что позволит достигать результата быстрее. Тем самым, вы, как HR, можете еще больше “драйвить” бизнес.
Безусловно, нужно знать, что все пойдет не так гладко, как хотелось бы. В процессе реализации, возникает множество вопросов и ошибок, некоторыми из которых мы делимся с вами.
Посмотреть полную запись Форума со всеми кейсами и выступлениями, где Варвара на примерах рассказывает, как они выстраивали "Модель численности" и как эта модель работает на примере их банка, а также узнать, что эта модель дает уже прямо сейчас и какие возможности для развития могут быть, можно по ссылке: https://goo.gl/xOUcyR