Анкета удовлетворенности персонала
Эффективная деятельность компании невозможна без удовлетворенности от работы ее сотрудников. Как показывают результаты исследований, на этот параметр влияют такие факторы, как культура предприятия, стиль руководства, степень вовлеченности в работу и свобода принятия решений. Оценить эти и другие факторы поможет анкета удовлетворенности персонала.
Лояльный сотрудник, удовлетворенный своей работой и занимаемым в компании местом, мотивирован на качественный труд и стремится к саморазвитию.
Удовлетворенность персонала отражает отношение сотрудника к различным аспектам работы:
- безопасность и условия труда;
- рабочая нагрузка;
- оплата труда;
- статус и престиж работы;
- взаимоотношения с коллегами;
- адекватность оценки результатов труда руководством;
- отношения между руководством и подчиненными; степень возможной автономии и зона ответственности;
- возможность роста и развития.
Оценить удовлетворенность сотрудников своей работой можно с использованием разных анкет.
Исследование удовлетворенности персонала.
Исследование удовлетворенности персонала имеет смысл проводить с периодичностью раз в полгода. Желательно выбирать периоды «низких» сезонов в бизнесе, чтобы процедура оценки не стала для сотрудников дополнительным раздражающим фактором и не повлияла негативно на работу. Данное исследование необходимо проводить в случаях, если наблюдаются следующие факторы:
- высокие показатели текучести кадров – здесь важно определить истинные причины увольнения сотрудников, сократить издержки производства из-за увольнений;
- проводятся организационные изменения на предприятии – при этом необходимо улучшить процессы по управлению изменениями;
- низкая результативность работы – уточняются причины и находятся варианты решения по оптимизации организации трудового процесса.
Перед анализом удовлетворенности руководству предприятия необходимо выявить основные потребности конкретного работника, побуждающие его к профессиональной деятельности. Для проведения подобных исследований можно пригласить внешних консультантов, но при небольшом штате можно справиться собственными силами. Однако в этом случае нужно иметь уверенность в честности ответов сотрудников.
Этапы исследования удовлетворенности персонала работой:
- Конкретизация цели исследования. Любой опрос не должен проводиться для галочки. Руководству перед тем, как включить тот или иной вопрос в анкету, нужно четко определить, что потом делать со всей этой информацией и насколько работодатель готов реагировать на полученные от персонала сведения.
- Подготовка вопросов и составление анкетных листов.
- Проведение опроса среди работников, заполнение ими анкет.
- Анализ результатов исследования. Оценка работоспособности действующей системы мотивации.
- Информирование руководящий состав и персонал об итогах исследования.
Как составлять анкету.
Анкетные листы каждый руководитель должен составлять, принимая во внимание цели исследования и особенности структуры и деятельности предприятия. В общем можно опираться на несколько общих правил. В ходе исследования удовлетворенности персонала работой нужно выяснить:
- категории условий труда;
- степень значимости данных категорий для работников;
- насколько, с точки зрения сотрудников, данные категории удовлетворены;
- какие категории наименее удовлетворены, с точки зрения сотрудников.
Группа |
Категории условий труда |
Условия работы |
Комфортные условия труда |
Удобный график |
|
Удобное расположение офиса (легко добираться до работы) |
|
Система материального поощрения |
Адекватная и понятная система оплаты труда, с точки зрения персонала |
Стабильная оплата труда |
|
Возможность для сотрудника влиять на получаемое вознаграждение за счет наличия материальных льгот |
|
Содержание работы |
Сложная и интересная работа, требующая творческого подхода |
Наличие автономности в работе |
|
Трудная работа с высокой степенью ответственности |
|
Фактор стабильности и безопасности |
Стабильность в работе, отсутствие частых кадровых и организационных перемен |
Уверенность в завтрашнем дне |
|
Выполнение обязательств работодателя перед персоналом |
|
Взаимодействие с руководством |
Ясная постановка целей задач |
Налаженная обратная связь со стороны руководства |
|
Открытое обсуждение проблем и сложностей |
|
Взаимодействие в коллективе |
Психологически комфортная атмосфера в коллективе |
Хорошее отношение с руководителями |
|
Общие интересы и мировоззрение с руководителями и коллегами |
|
Признание, уважение вложенного труда и заслуг |
Признание значимости работы как коллегами, так и руководством |
Проявление одобрения и уважения со стороны руководителя |
|
Интерес к идеям и предложениям сотрудника |
|
Возможности развития |
Возможность карьерного роста |
Перспективы профессионального развития |
|
Возможность получения новых знаний, умений и навыков |
|
Корпоративная культура |
Наличие в компании развитой системы корпоративных ценностей, ритуалов и традиций, поддерживаемых подавляющим большинством сотрудников |
Общение с коллегами за границами предприятия |
|
Регулярное проведение на предприятии корпоративов, совместное отмечание праздников |
В соответствии с уточненной целью руководству из вышеперечисленных категорий нужно выбрать те, по которым будет проводиться исследование.
Источник: https://www.hr-director.ru/article/66738-qqq-17-m6-anketa-udovletvorennosti-personala