Анализ рынка труда в Москве: поиск топ-персонала в сфере внутреннего туризма

Разбираемся, почему вакансия руководителя отдела развития агентской сети в крупном туроператоре долго остается открытой.
Дано: российский туроператор, один из лидеров рынка, ищет специалиста на вакансию «Руководитель отдела развития агентской сети». Это не просто бумажная работа: нужно ездить в командировки, общаться с партнерами, анализировать рынок, мониторить конкурентов и проводить маркетинговые мероприятия.
Вакансия руководителя отдела развития долго не закрывалась. Чтобы понять, в чем дело, заказчик обратился в ВИЗАВИ Консалт. Мы провели исследование рынка труда в секторе топ-менеджмента в Москве и по территории РФ.
Описание позиции
Основная роль специалиста — развивать закрепленную сеть агентств и управлять продажами.
Обязанности руководителя отдела развития:
- Анализировать и сегментировать агентскую сеть.
- Мониторить и оценивать конкурентов.
- Собирать и актуализировать данные.
- Формировать аналитические отчеты.
- Управлять командой из 10 человек.
- Разрабатывать стратегии продаж.
- Организовывать мероприятия — онлайн и офлайн.
- Работать с большими объемами данных и CRM-системами.
Также руководитель отдела развития сети турагентств будет заниматься подбором сотрудников, распределять задачи, формировать KPI и контролировать результаты.
Требования
- Опыт развития региональных продаж B2B.
- Опыт в туризме или смежных сферах — от 4 лет.
- Управленческий опыт — от 3 лет.
- Навыки аналитики, маркетинга и переговоров.
- Готовность к командировкам.
Руководители отдела по развитию много общаются с клиентами и партнерами, поэтому у кандидата должны быть отличные навыки коммуникации и ведения переговоров. Он должен быть в курсе новинок в сфере и уметь находить креативные решения, чтобы эффективно трансформировать процессы B2B-взаимодействия.
Клиенты и партнеры туроператора находятся в РФ и СНГ. Поэтому важно, чтобы кандидат знал специфику регионов.
Донорами могут быть компании определенного уровня, с большой В2В клиентской базой по РФ. Например, крупные туроператоры или отельные сети, компании MICE (деловой туризм) или OTA (онлайн-операторы).
Условия
- Офис, 5/2.
- Локация — Москва.
- Оклад — 150 000₽ на руки + бонусы по KPI.
- Корпоративные скидки на туры.
О том, что происходит на рынке труда в сфере производственного персонала, рассказываем здесь:
КейсыАналитика рынка труда среднего производственного персонала в регионах
Исследования ВИЗАВИ Консалт
Механика исследования рынка труда
Мы сформировали профиль кандидата. Затем нашли и отобрали резюме соискателей, которые потенциально подходили под требования работодателя.
В качестве источников резюме использовали внутреннюю базу данных КА «ВИЗАВИ Консалт» и открытые ресурсы — сайты по поиску работы, соцсети. В зону исследований вошли кандидаты, проживающие в разных локациях России и СНГ.
Метод исследования — телефонные интервью. Для релевантных и полноценных результатов мы опросили 139 респондентов. По итогам составили аналитическую справку.
Главные выводы исследования
Соискатели мониторят предложения на рынке труда, сравнивая их со своей ситуацией. Но в реальности к диалогу по смене работы не готовы почти 50% респондентов.
2. Кандидаты из компаний-доноров — не вариант.
- Многие не подходят под требования работодателя.
- Спецам из международного туризма не интересен переход во внутренний.
- Кандидаты из другого B2B сектора (например, телеком) не готовы переходить в туристическую сферу, либо на старте запрашивают зарплатные условия значительно выше.
3. Компании берегут ключевых сотрудников.
На рынке труда наращивает обороты тренд на удержание успешных сотрудников. Компании активно работают с мотивацией, делают контроферы.
Это делает переговоры с потенциально интересными кандидатами сложнее. Если предложение непривлекательно, специалисты не идут на контакт.
4. Зарплата ниже нижней границы рынка.
- Работающие кандидаты рассматривают переход в другую компанию при увеличении окладной части на 25–30%.
- Финансовые ожидания кандидатов с релевантным опытом из компаний-доноров начинаются от 200–230 тысяч рублей в окладной части + бонусы.
- Кандидаты из страховых компаний, обладающих релевантным опытом, на текущий момент уже имеют оклад 230 000–300 000 рублей на руки.
Эксперты ВИЗАВИ Консалт оценили актуальное состояние рынка труда. Подробности читайте в статье:
ТрендыТренды HR 2025. Прогнозы и обзор кадровой ситуации
Выводы
-
Кандидаты на позиции руководителя отдела развития есть — и в туризме, и в смежных сферах. Но многие не готовы менять работу, особенно если предложение недостаточно интересно для них.
-
При текущих условиях закрыть вакансию можно только при удачном совпадении. Для этого нужен постоянный мониторинг рынка труда.
-
Чтобы гарантированно найти релевантного кандидата, компании стоит пересмотреть условия с учетом рыночной ситуации. В противном случае прогнозировать сроки закрытия вакансии невозможно.
Пути решения
Чтобы закрыть вакансию, компании нужно:
-
Рассмотреть кандидатов без управленческого опыта. Например, мотивированных менеджеров по продажам или развитию с хорошими софтскиллами. Им потребуется время на обучение, но они быстрее адаптируются к специфике компании.
-
Улучшить условия. Например, добавить больше бонусов и компенсаций.
-
Поднять уровень окладной части до рыночных показателей. Ориентироваться на 250 000–300 000 рублей на руки плюс бонусы по KPI.
Вакансия сложная, но закрываемая. Главное — предложить условия, которые будут интересны кандидатам. Для этого необходимо постоянно мониторить рынок труда и адаптировать предложение под текущие реалии.
Понимая уровень ожиданий кандидатов, работодатель может делать соискателям выгодные предложения. Если вы хотите знать актуальное состояние рынка труда по вашей позиции — напишите запрос нашим экспертам, и мы проведем исследование рынка труда.