8 августа 2024

Сложности взаимодействия HR и менеджмента компаний: исследование мнений

В работе мы часто сталкиваемся с разным видением кандидата у HR-служб и бизнес-заказчиков.

Иногда эта разница настолько велика, что не позволяет закрыть позицию долгие месяцы.

Например, в вакансии указаны определенные требования. Служба подбора старается соблюсти максимальное их количество, а бизнес-заказчику могут быть действительно важны только 2 из 10. Но именно эти 2 отсутствуют у предлагаемых кандидатов в нужной мере, и это становится камнем преткновения.

Почему так? В чем причина? Это вопрос доверия или дело в чем-то другом?

Чтобы разобраться в этом, мы совместно с TSQ Consulting провели исследование, в рамках которого опросили порядка 400 HR и задали ряд вопросов представителям бизнеса.

В этой статье делимся ключевыми моментами и выводами. Полную презентацию исследования можно получить по ссылке.


Портрет респондентов - данные исследования ВИЗАВИ Консалт и TSQ Consulting «HR и бизнес: слушать и слышать».


Сложности взаимодействия между Бизнесом и HR

В первую очередь важно разобраться, какие именно сложности возникают чаще всего. Опрос показал, что самые популярные боли HR — неготовность бизнеса к изменениям и нехватка ресурсов — как финансовых, так и человеческих.

Респонденты также отметили, что часто не владеют информацией о целях компании, ощущают, что их не слышат и не доверяют их инициативам.

К счастью, были и те, кто не испытывает затруднений в коммуникациях с бизнесом — в этом признались почти 16% респондентов. Среди них 80% отмечают гибкость бизнеса к изменениям. Вероятно, этому способствуют действия самих HR: непрерывный диалог с менеджментом компании, обучение линейных руководителей, предоставление аналитики.

Среди причин недопонимания самая популярная — «HR — не партнер бизнеса, а функция», так ответили более 42%.


Основные причины сложностей в диалоге между HR и бизнесом - данные исследования ВИЗАВИ Консалт и TSQ Consulting «HR и бизнес: слушать и слышать».


Приведем несколько комментариев представителей Бизнеса на аналогичные вопросы:

  • «Нет понимания целей бизнеса, поэтому все процессы и ведутся не как функция, которая может влиять на стратегию компании, а как функция, которая оказывает сервис бизнесу»,
  • «Людей, которые могут влиять на бизнес, из HR мало»,
  • «Высокая загруженность сотрудников службы HR. Текущей численности подразделения недостаточно для выполнения всех задач бизнеса».

Очевидно, что стороны сходятся во мнениях, и не только в этом вопросе.


Какие HR-функции наиболее проблемные?

Основная боль у 58% респондентов возникает в процессе рекрутинга. Еще 43% говорят о сложностях в вопросах корп.культуры и коммуникаций.

Бизнес выделяет те же проблемные зоны, а также солидарен с HR в причинах сложностей найма:

  • 1. Выросшие зарплатные ожидания кандидатов;
  • 2. Кадровый дефицит; 
  • 3. Нечетко сформулированные задачи на подбор.

Что делают HR, чтобы изменить ситуацию? Топ-3 решения:

  • 1. Совместные обсуждения — 63,4%;
  • 2. Аналитика — 60,4%;
  • 3. Изменение бизнес-процессов — 58,7%.

Бизнес при этом активно поддерживает идеи только в 20% случаев.


Реакция бизнеса на изменения, предлагаемые HR - - данные исследования ВИЗАВИ Консалт и TSQ Consulting «HR и бизнес: слушать и слышать».


Почему так происходит?

Многие HR считают, что Бизнес не осознает ценности взаимодействия (45,5%) и считает, что служба подбора ничего не понимает в бизнес-процессах (41,2%). Ответы Бизнеса подтверждают эти ощущения — на вопросы о причинах возможного недоверия между Бизнесом и HR мы получили такие комментарии:

  • «Нет понимания самого бизнеса»,
  • «Профессионализм сотрудников в HR»,
  • «Профессионализм и вовлеченность».

Однако уровень доверия друг другу обоюдно высок (см.рис). Это говорит о том, что есть возможность договориться.


Уровень доверия Hr к бизнесу - данные исследования ВИЗАВИ Консалт и TSQ Consulting «HR и бизнес: слушать и слышать».


Какие формы взаимодействия наладят коммуникацию?

В данном вопросе Бизнес и HR сходятся во мнении, что наиболее эффективными формами диалога являются система «открытых дверей», плановые встречи и аналитика.

Обе стороны также единодушны в том, что должен предпринять HR, чтобы быть услышанным:

  • 1. Предоставить аналитику в цифрах;
  • 2. Расписать пошаговый план действий;
  • 3. Показать цену потери для бизнеса;
  • 4. Заручиться поддержкой ЛПР.

Регулярное совпадение в ответах HR и Бизнеса не может не радовать. Однако реально на сегодняшний день самыми распространенными форматами работы по мнению HR являются переписка и нерегулярные встречи под запрос.

Это и является ключевой проблемой, которая не позволяет наладить эффективное взаимодействие.


Выводы

Кадровый голод «отменить» нельзя, но по остальным вопросам можно попытаться найти рабочие компромиссные решения. Для этого нужно слушать, слышать и совместно действовать Бизнесу и HR. Именно это мы видим в результатах исследования: мнения обеих сторон зачастую совпадают, но не хватает диалога между всеми участниками процесса.

Закрывая большое количество вакансий и общаясь с обеими сторонами, мы научились разбираться в сложных клубках противоречий. Поможем услышать друг друга и вам!

Оставляйте ваши вопросы!

Подписаться
на новости